394038, Воронеж, ул. Космонавтов, д. 17а, офис 407 +7 473 212-09-99

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО СВЕТОДИОДНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ

О чем статья?

Чтение этой статьи от начала до конца занимает 25 минут, после которых вы станете «докой» в вопросах светодиодного оборудования. Сможете с расстояния читать маркировку и характеристики любого светильника, а их страшные названия обретут для вас смысл. Сможете самостоятельно с экспертным видом консультировать коллег, друзей, знакомых и безвозмездно раздавать полезные советы на темы «Что лучше светит» и «Куда его крепить».

Вы узнаете про 6 главных характеристик светодиодных светильников. Поймете зачем, кому и когда они нужны. Какие из них важные и почему. Разберетесь в цифрах, чтобы определять, когда «многовато», а когда достаточно. И все это простыми понятными словами, без претензии на научную степень.

Читайте с самого начала, если действительно хотите разобраться от «А» до «Я» или воспользуйтесь быстрыми ссылками, если интересует что-то конкретное.

Быстрая навигация:

  1. Люксы / освещенность
  2. Люмены / световой поток
  3. Ватты / энергопотребление
  4. КСС / кривая силы света
  5. Кельвины / цветовая температура
  6. CRI / индекс цветопередачи

Если интересно всё, а читать лень или нет времени, то вот «КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ».

Вы покупаете освещенность, а не светильники

Вам нужен свет. Какие бы и сколько бы светильников вы не выбирали, куда бы не собирались их прикрутить — перед вами стоит одна простая задача: сделать так, чтобы стало светло и ярко, чтобы надолго и чтобы недорого. Начинаете читать, выбирать и сравнивать.

В описаниях к светодиодным светильникам есть понятные характеристики про назначение: «уличный», «промышленный», «офисный», есть адекватное описание креплений: «накладной», «поворотный»… и куча разных, странных: «Лм», «К», «Лм/Вт», «КСС», «CRI», «мА» и прочих на первый взгляд бессмысленно стоящих рядом букв. Но понятного и нужного описания нет. Нет описания яркости: «светло», «очень светло» или «ослепнуть можно».

Стоит попробовать самостоятельно разобраться в каких-то терминах и определениях, как уже с первых запросов в Яндексе или Гугле понимаешь, что наука и человек живут в параллельных вселенных. Как параллельные прямые в геометрии — вроде бы рядом, но не пересекаются. Человек мыслит категориями житейскими, подчас наивными и эмоциональными. Мы не считаем свет в цифрах — мы говорим «светло как в лаборатории», «темно, как в жо… пещере», «светло, как днем», «ничего не видно, хоть глаз выколи» и т.д.

Но в интернете по теме света и его характеристик все иначе: какие-то коэффициенты и символы на шумерском; формулы в восемь строк без пояснений; рисунки младенца, которые называют графиками, и диаграммы, словно чихнули бисером...

Чем дольше разбираешься, тем глубже закапываешься во вкладках браузера: вторую читаешь, новых пять открыл, первую забыл, семь скрыл, девять потерял, еще сто сорок не успел. Компьютер начинает греться, голова болеть, руки опускаться, настроение портится. В конечном итоге хочется одного из двух: либо спать, либо выпить.

И если вам не улыбается перспектива внезапного образования в области фотоники, оптики, термодинамики, колориметрии и метамерии, то читайте дальше. Мы постарались обо всем рассказать простыми словами и помочь вам разобраться во всем этом мракобесии на простых житейских примерах, без тригонометрии и прочего «школьного ада».

Далее разбираемся, как «читать» характеристики и маркировку светодиодных светильников и как среди них найти сначала ясность, а затем и «яркость». Поехали!

1. Люксы

По умному: люкс — единица измерения освещенности, обозначается лк или lx.

Простыми словами: люкс — то, ради чего вы покупаете светильник. Это «степень освещенности», то есть те категории оценки, к которым все привыкли: «очень ярко», «темновато», «тускло», «светло, как днем» или «темно, как в пещере». Чем больше люкс в пространстве, тем ярче. Вот только проблема… на светильниках нет маркировки lx или лк.

Как узнать люксы?

Люкс — это люмен, поделенный на метр квадратный. Берем показатель люмен (он есть на каждом светильнике) и делим на площадь светового пятна, которое он «выдает». Элементарно, казалось бы, но как узнать размер пятна? Для этого придумали еще одну страшную аббревиатуру — КСС (кривая силы света), но про нее ниже.

Зависимость освещенности от высоты

В конечном счете, чтобы до покупки светильника понять насколько в помещении, на улице или на объекте будет ярко, или, «по-умному», посчитать «степень освещенности» в люксах, придется знакомиться со всеми остальными значениями и характеристиками. Но сперва давайте договоримся «на берегу»…

Перейти в раздел про КСС

Сколько люкс надо?

Нормы освещенности отдельно взятых помещений приведены в СНИПах. Так для жилых помещений 200 лк, для детских 300 лк и т. д. Но на практике все чуть-чуть не так. Дело в том, что хоть СНИПы и обновляют с завидной регулярностью, но от реальной жизни приведенные в них нормы сильно отстают, а некоторые вовсе остались со времен Хрущева, каракулевых шапок и ламповых телевизоров.

Освещенность примеры Примеры освещенности в люксах Пример освещенности 50-60 Люкс


Так в магазинах «Пятерочка» светло на 1000-1200 лк, хотя в гос.нормах прописано всего-то 700 лк. В современных офисах-оупенспейсах по факту 500-600 лк, при рекомендованных нормах 300-400 лк.

Закрепляем

Люксы — про помещение или территорию, а не про светильник.

Люксы — это расчетный показатель освещенности пространства, т. е. «светло», «нормально», «тускло», «темновато» и т. д. За все эти оценочные суждения отвечают люксы. Нормы освещенности или «нормы люкс» для большинства пространств зафиксированы в ГОСТах и СНИПах, но в реальности все стараются сделать «поярче», чем рекомендовано.

Чтобы добиться нужного показателя люкс с минимальными вложениями, делается расчет в программе DIALux.

P.S. Обычно, клиенты пишут нам ТЗ, а мы за них все просчитываем, подбираем и моделируем. Вы можете прямо сейчас прислать нам свое техническое задание. Пока дочитаете эту статью мы уже пришлем в ответ расчет.

2. Люмены

Люмен — единица измерения светового потока, обозначается лм или lm.

Простыми словами люмен — это мощность светильника. Как «лошадиные силы» у авто или напор воды из крана. Чем больше «лошадей», тем потенциально авто быстрее едет; чем больше поток воды из крана, тем из него больше воды льется при прочих равных; чем больше люмен у светильника, тем больше света он выдает.

Бывают диммируемые светильники – с ними вы можете регулировать люмены (читай мощность) и задавать различные уровни освещенности. Управляемые светильники дороже, но дают больше возможностей и позволяют еще больше экономить.

Может показаться, что сейчас уже все «ясно и понятно», хватаем первые понравившиеся мощные светильники с максимальными люменами в описании и дело в шляпе. Можно не считать никакие люксы, игнорировать всю остальную маркировку и это действительно так, ведь больше люмен – больше освещенность. Но есть нюансы.

Например, светильники FPL 01-58-850 и FWL 21-53-850-C120 светят примерно одинаково, остальные характеристики у них максимально схожи, даже светодиоды одинаковые. Вот только в одном светильнике таких светодиодов 200+, а в другом 72. Поэтому один длинный, как рельса, а второй поместится в карман (очень большой карман). Как получилось, что светят они одинаково, хотя в одном светодиодов в два раза меньше?

Дело в том, что количество люмен не зависит напрямую от количества и качества светодиодов, т. е. немецкие OSRAM, японские Nichia или корейские Samsung выдают плюс минус одинаковый световой поток.

Прочитать про светодиоды

  1. Японские Nichia
  2. Китайские REFOND

Все зависит от силы тока (называется «рабочим напряжением», измеряется в миллиамперах, мА), которую инженер установит на заводе.

Один и тот же светодиод можно легонько «разогнать» током 60 мА, а можно весело «пнуть» на 700 мА. В первом случае светить он будет на 100 лм, во втором на 160 лм, но в такой же пропорции он будет сильнее греться, а значит кратно возрастают требования к радиаторам охлаждения и к корпусу светильника: прощайте дешевые пластмассовые и здравствуйте дорогие алюминиевые.

Получается, чтобы было больше света, нужно больше люмен в светильнике. Количество люмен зависит от силы тока на светодиоде и количества самих светодиодов. Чем больше сила тока подается на светодиоды, тем больше потребляемая мощность и дороже корпус светильника. Сложно…

Упрощаем. Было б странно держать всю эту схему в голове и пытаться найти оптимальный светильник для своих нужд и задач, поэтому придумали универсальный показатель — Лм/Вт. Это показатель «световой отдачи» или «энергоэффективности», хотя за глаза его называют «соотношение цена/качество». То есть сколько нужно израсходовать энергии по счетчику на каждый люмен света.

Так в лампах накаливания 13-15 Лм/Вт, в галогеновых 17-20 Лм/Вт, в люминесцентных лампах 40-60 Лм/Вт, в натриевых, газоразрядных лампах 70-80 Лм/Вт, в светодиодных светильниках до 201 Лм/Вт.

Чем выше показатель Лм/Вт, тем меньше нужно светильников для требуемого показателя люкс, тем меньше платить за свет, тем легче и быстрее их монтировать, тем дешевле обходится их логистика… но тем дороже стоят сами светильники.

Можно расходиться, потому что оставшиеся четыре характеристики светодиодных светильников никак не влияют на количество света или освещенность, а нужны лишь для экономии ваших денег, программного и научного подхода в проектировании, для решения инженерных или рекламных задач и увеличения качества освещения, в том числе в целях соблюдения требований надзорных органов.

Закрепляем.

Люмены — это «мощность» светильника, чем она больше, тем он ярче светит. Традиционная маркировка мощности — Ватты — никак не отражает яркость светильника.

Пример освещенности 400 Люкс Пример освещенности 350 Люкс Пример освещенности 100 Люкс Пример освещенности 15 Люкс

3. Ватты

Ватт — это единица потребления энергии, обозначается Вт или W.

Ватты показывают сколько вы будете платить за свет в конце каждого месяца.

Ни количество, ни качество света, ни его яркость, ни освещенность никак не относятся к Ваттам, хотя в рекламе постоянно сравнивают светодиодные светильники с 100-ваттными лампами накаливания. Забудьте.

Показатель энергопотребления светодиодного светильника в Ваттах, как для машины показатель среднего расхода топлива. Чем больше значение, тем чаще и больше тратим денег.

Пример. Для освещения двора, парка или улицы по всей строгости ГОСТов и СНИПов вам нужно добиться показателя в 15 лк. Посмотрели, посчитали и решили, что потребуется какое-то количество светильников. Вариантов светильников три: люминесцентные, газоразрядные или светодиодные. Люминесцентные лампы нагрузят сети на 20 кВт, газоразрядные будут «жрать» 13 кВт, светодиодные 5 кВт. Сколько стоит один 1 кВт/час в вашем регионе?

Посчитаем, ради интереса… В среднем освещение в парке работает 10 часов в сутки или 300 часов в месяц, по 6 руб/кВт (для Московского региона), получается в среднем за год 432 000 рублей «накрутят» люминесцентные или 280 000 рублей газоразрядные лампы, плюс расходы на обслуживание, замену и утилизацию и тех, и других. Светодиодные 108 000 рублей за тот же срок, но без дополнительных расходов, без обслуживания и замен. Посчитайте за три года, за пять… Можно прилично сэкономить денег.  А тем более, если поставить диммируемые светильники – при уменьшении светового потока пропорционально снижаются и Ватты.

Сравнение платежей за электричество LED, ДНаТ, ДРЛ

Закрепляем.

Ватты это про деньги.

Показатель энергопотребления светильника в Ваттах говорит о том, сколько электричества он будет съедать за каждый час работы. Чем больше значение, тем больше денег вы будете платить за электроэнергию по счетчику.

Характеристика светильника в Ваттах позволяет рассчитать нагрузку на сеть при проектировании света на объекте, а также стоимость содержания. И если светильник диммировать например глубокой ночью, то расходовать денег он будет еще меньше.

4. Кривая силы света.

Кривая силы света или КСС — соотношение потоков, излучаемых в нижнюю и верхнюю полусферы, и… бла бла-бла про плоскости, углы и прочие сложности. Если пишите диссертацию — погуглите, если хотите разобраться, то запомнить просто: КСС — это то, куда светит ваш светильник. То есть это ширина и форма светового потока. Основных вариантов три, но у трех вариантов зачем-то 16 (!) названий. Разбираемся.

Как читать КСС Кривая Силы Света

Вот так обозначается КСС. Синий контур – это форма светового потока, если смотреть на него спереди или сзади, а красный – вид сбоку. Наверное, это единственный способ описать трехмерный объект через 2D картинку.

3D модель широкой осевой КСС «WA», взято с сайта galad.ru

Самые «прошаренные» КСС называют словами: синусная, косинусная, концентрированная… сложно и не понятно. Забыли.

Фанаты СНИПов и ГОСТов КСС называют буквами: К, Г, Д, Ш, С — почему именно эти буквы и как они сочетаются со словами или здравым смыслом часто не понятно и не ясно. Не запоминаем, но помним где подсмотреть.

Все остальные КСС называют «углами», по которому свет от диода рассеивается по освещаемой поверхности. Так КСС 15° — это узкий пучок, «бьет» ровно под собой. КСС 120° — стандарт для светодиодных светильников без какой-либо оптики, рассеянный свет, без четкого центра. КСС 140° — светит вширь, влево, вправо, но только не «под себя»… и т. д. Вот картинки.

Виды КСС

На пальцах.

Когда ток приходит к светодиоду, тот просто начинает светиться. Свет от него расходится под углом 120°, скорее всего у вас в смартфоне такой фонарик… Но такая КСС подойдёт не под каждую задачу. Так уличные светильники на дороге должны рассеивать свет на максимальную площадь, чтобы избежать слепых зон и не ставить столбы каждые 5 метров – нужна «широкая» КСС. И наоборот, при освещении объекта с отдаленного расстояния или с большой высоты нужен будет узкий направленный луч и какая-нибудь КСС 30°.

Пример неправильно подобранной КСС

Чтобы заставить светодиод в светильнике светить куда надо, а не куда ему хочется, вместо неэффективных отражателей придумали «тюнинг»: оптику, линзы Френеля, рассеиватели и т. п. То есть светодиод сначала припаивают к плате, а сверху накрывают рассеивателем. Такой рассеиватель направляет световой поток под нужным углом КСС, яркий пример – автомобильные фары.

Получается, что условно пять одинаковых светильников, с одинаковым показателем люмен, с одинаковым количеством светодиодов, с одинаковым показателем энергоэффективности Лм/Вт, с одинаковым показателем потребляемой мощности в Вт, в одинаковых корпусах, с одинаковыми компонентами внутри могут отличаться только показателем КСС? Если совсем грубо, то да. А чтобы не запутаться где какой светильник и для чего его лучше использовать, производители решили не ограничиваться добавлением соответствующей буквы КСС или угла в название самого светильника, а выпускают ies-файлы. Что это такое и как с этим жить, можно посмотреть тут.

Закрепляем.

КСС — это важно, и это то, куда светит ваш светильник. Распространены 3 основных варианта:

  • узкий (15-50°), концентрированный луч света, как в ручном фонарике, например для большой высоты
  • универсальные (60°, 90º, 110° и 120°) для производственных помещений, офисов и магазинов
  • широкие, растягивающиеся (125° и шире) для освещения улиц, дворов, магистралей
Пример КСС К15 F15 Пример освещенности 350 Люкс Пример освещенности 100 Люкс Пример освещенности 15 Люкс Пример освещенности 15 Люкс Пример освещенности 15 Люкс Пример освещенности 15 Люкс

5. Кельвины

Сначала сложное определение, как у всех. Кельвин — цветовая температура света — характеристика излучения источника света как функции длины волны в оптическом диапазоне, обозначается — К.

Теперь просто, для людей — Кельвины отвечают за цветовой тон освещения на улице или в помещении. Основных тона три: теплый белый (желтый), нейтральный белый, холодный белый (синий).  Все остальные их вариации: теплее, холоднее. В некоторых светильниках Кельвины влияют на люмены, и чем теплее цветовая температура, тем меньше световой поток.

Теплый белый тон — все значения светильников ниже 4000К. Чем меньше число перед «К», тем теплее и желтее свет.

Нейтральный белый свет — любые значения в диапазоне от 4000 до 5700К.

Холодный белый свет — все значения светильников от 6000К. Чем больше число перед «К», тем синее свет.

Цветовая температура в жизни

Самый простой способ понять зачем это все нужно и когда применять — провести аналогию со стандартными фото-фильтрами в телефоне или в соцсети.

Без фильтра — значение от 4000 до 5700 К — считается «нейтрально белым», как удачно сделанная фотка, которая не требует тонирования, ретуши и прочего художественного вмешательства. «Нейтральный белый» максимально напоминает утренний солнечный день — бодрит, тонизирует, концентрирует и настраивает на рабочий лад. В такой цветовой температуре освещены 90% всех офисов и производств.

Цветовая температура светильников

«Теплый» фильтр наполняет все желтыми тёплыми оттенками. Все на фотографии становится ламповым, уютным и в голову навязчиво лезут мысли про плед, камин и бокал вина. Тёплый свет настраивает на релакс, создает атмосферу, «не давит» на глаза, делает все вокруг «мягким» и «согревает». Потому во всех пабах, кафе, ресторанах, в лофтах, в спальнях… везде где нужно создать вечернюю атмосферу расслабления и комфорта используют светодиодные светильники со значением до 4000К. Сюда же уличные зоны отдыха (парки, пешеходные улицы) и архитектурная подсветка фасадов исторических зданий.

Кривая Круитхофа или как правильно выбирать Кельвины

«Холодные» фильтры напротив — наполняют все «сине-голубыми» тонами. Фото становится «морозным», «бездушным» и часто раздражительным. С «холодным» светом аналогично — он выбеливает пространство, создает структуру, подчеркивает углы, а при показателях от 6500К даже подбешивает. Некоторые дизайнеры называют резкий «холодный» свет «эффектом операционной».

Холодный свет 6000К используют для подсветки витрин с морепродуктами, чтобы был эффект морской свежести. Свет свыше 6000К в жизни встречается редко и благоразумные заводы считают его производство моветоном, а используют его исключительно мазохисты, которые твердо решили ослепнуть.

Закрепляем

В описании и маркировках светодиодных светильников показатель К указывает на цветовой тон, которым этот светильник будет светить.

Все значения до 4000К говорят о том, что светильник будет «отдавать в желтизну», а свыше 6000К гарантируют «синеву» в освещении.

Нейтральным или белым считаются показатели 4000К-5700К, такой тон максимально напоминает дневной свет. Бывают ещё цветные RGB светильники (red, green, blue), у них Кельвины не указываются, так как они не светят белым светом. То есть пишут либо Кельвины, либо цвет — красный, зелёный, синий, RGB.

6. CRI

«Сила есть, ума не надо» ©

В самом начале мы определили, что «сила» или мощность светодиодного светильника измеряется в люменах. Так вот «ум» светильника измеряется в CRI (си-эр-ай, а не «сри», не «кри», не «цри»). Так уж повелось в природе, что «умные — слабые», а «сильные — туповатые» или чем выше CRI, тем меньше люмен и наоборот. Точнее, при прочих равных условиях, светильник с высоким показателем CRI 90 будет светить слабее и иметь меньший Лм/Вт, чем такой же светильник с низким показателем CRI 70.

Пример: светильники ДСО 01-45-750-Д120 со световым потоком 6000 Лм и CRI 70, и точно такие же светильники ДСО 01-45-957-Д120, но с CRI 90 и световым потоком 5000 лм.

Что такое цветопередача CRI и Ra?

Поэтому низкий CRI используется там, где нужно много света без заморочек и переплат, например для освещении улиц, шоссе и магистралей, цехов, подъездов и складов. Светильники с высоким показателем CRI используют там, где кроме количества света нужно задумываться о его качестве. Но обо всем по порядку…

Вот сложное определение из учебника.

CRI — индекс цветопередачи, от англ. «color rendering index» — количественная мера способности источника света верно отображать цвета освещаемых объектов в сравнении с идеальным или естественным источником света, обозначается CRI или .

Просто объяснить получится, но коротко нет. Потому начнем «издалека», избегая Теорию о природе цвета, сложностей с длиной цветовых волн, не используя метаметрию и прочие страшные слова. Итак…

Есть солнечный свет — белый — он считает эталонным. При солнечном свете мы видим истинные цвета всех предметов и объектов. В «базовой комплектации» таких цветов семь, вспоминаем радугу, остальное их оттенки. На самом деле все сложнее: цвета — это волны; у каждого своя длина; есть видимые и невидимые; какие-то поглощаются, какие-то отражаются — но сейчас это совершенно не важно. Запомните, солнечный, белый свет состоит из семи полноценных и самостоятельных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Дальше.

Диоды же бывают только трех цветов: красный, зеленый, синий (RGB). Если их «смешать» между собой получится белый, который используют в осветительном оборудовании.

Рецепт и технология «смешивания» у каждого производителя светодиодов своя: кто-то соединяет между собой все три цвета, кто-то «смазывает» только синий специальным люминофором… сейчас это тоже не важно. Важен принцип: «чтобы получить белый свет, надо смешать синий, зеленый и красный».

Итак, получили белый светодиод, поставили на него рассеиватели, смонтировали на плату, плату на радиатор, добавили провода, источник питания и все герметично спрятали в корпус. Включили, проверяем, а точнее сравниваем.

Если цвет всех объектов, на которые попадает свет с нашего светильника,  не отличается от цвета, когда на эти объекты светит солнце, то CRI такого светильника высокий.

Если цвет объектов под светильником и под солнцем разный или визуально отличается, то CRI нашего светильника низкий. Например, зеленый кажется тусклым, а красный темным – вспомните какой-нибудь ярко-красный спорткар ночью на трассе.

Если цвет объектов под светильником и под солнцем вообще не похожи, то в светильник мы «воткрули» 100% не белый светодиод. Например, если банка «кока-колы» внезапно стала черного цвета, то в светодиод забыли «подмешать» красный.

Что такое CRI цветопередача

Получается, что чем выше показатель CRI светильника — тем натуральней, сочней и честней будут цвета всех объектов, на которые он будет светить.

Самый крутой считается CRI ≥90. Хороший, который прописан в СНИПах CRI ≥80.

Светильники с показателем CRI менее 80 для общественных помещений покупать не надо. Для улиц и цехов CRI 70 отлично.

Кому нужен этот CRI?

Натуральность передачи цветов при искусственном, светодиодном освещении крайне важна для реставраторов, художников и колористов. Это те люди, которые глазами и руками смешивают палитры красок, чтобы добиться точного «попадания в цвет». Если CRI светильника меньше 90, то погрешность от «настоящего» цвета будет сильно заметна на улице при дневном свете.

Честность цветов при искусственном освещение важна в медицине, когда опытный хирург только «по оттенку красного» может принять решение «резать или не резать».

Цветопередача, максимально приближенная к эталонной, важна в маркетинге, когда проектируют подсветку витрин с фруктами и овощами, чтобы подчеркнуть их сочность, натуральность и аппетитность или витрину с цифровой техникой.

Высокий показатель CRI важен в садиках и школах, потому что у детей до 14 лет формируется цветовосприятие. Потому необходимость хорошего CRI в образовательных учреждениях зафиксирована в требованиях СанПин.

Чем CRI отличается от Кельвинов?

CRI — это качество цветопередачи, т. е. насколько цвет объектов при искусственном освещении совпадает с дневным светом. Кельвины — это цветовая температура, т. е. каким оттенком, тоном светит сам светильник: теплым, нейтральным или холодным.

Если проводить аналогию с редактированием фотографий на телефоне, где цветовая температура это фильтры, то CRI — это контраст и насыщенность. Чем выше CRI, тем ярче, сочней и веселей картинка, а фильтры лишь создают ей настроение.

Закрепляем

CRI — это про натуральность цветопередачи при искусственном освещении. Чем выше значение, тем натуральнее цвета объектов при включенном светильнике. При этом CRI ≤70 годится только для непритязательного уличного освещения, а CRI ≥90 подойдет для видеотрансляций и фотостудий.

Наивысшая «натуральность», то есть свет и цвет максимально приближенные к дневным, достигаются светильниками с нейтрально-белым светом (4000-5700К) и цветопередачей CRI ≥90.

Если вы дочитали до этого момента, то можете считать, что получили «черный пояс» в дисциплине «Теория светодиодного освещения на пальцах». Да, вы пока не стали научным сотрудником Института термодинамики, но вашей любознательности весь коллектив ПРОМЛАМП аплодирует стоя. Так держать!

Чем светодиоды лучше и чем же хорош светодиод

Краткое содержание

Вот все, что вы нужно было запомнить и понять из написанного выше.

1. Люксы

Люксы (лк, lx) — единица измерения освещенности — совокупный эффект от всех характеристик светодиодных светильников, которые вы покупаете и устанавливаете. ВНИМАНИЕ: не светильники, а совокупный эффект их характеристик.

В люксах измеряют освещенность помещения или территории. Все вопросы со словами «светло», «темно», «как в лаборатории» и т. п. упираются в люксы, а поиск аргументированного ответа на них заставляет разбираться в остальных характеристиках светодиодного светильника.

Маркировки «лк» на светильниках нет, потому что это расчетный показатель зависящий не столько от характеристик светильника, сколько от самого помещения или территории, высоты, расположения.

Нормативные и минимальные показатели люкс для абсолютного большинства объектов и помещений в зависимости от их назначения зафиксированы в СНИПах. Хотя в реальной жизни каждый второй заказчик старается сделать «посветлее».

2. Люмены

Люмены (лм, lm) — единица измерения светового потока — мощность светильника, показывает на сколько много света он выдает.

Все вопросы со словами «слепит», «ярко», «лупит как прожектор» и т. п. скорее всего найдут свой ответ в люменах.

Чем больше значение «лм» указано в описании к светодиодному светильнику, тем больше света он выдает. Но ошибочно считать «что больше, значит лучше» или что два мощных светильника легко заменят десять слабых.

Во-первых, получится локальный пересвет, когда рядом со светильником можно находится только в маске газосварщика. Во-вторых, чем мощнее светильник, тем больше энергии он потребляет. В-третьих, чаще всего мощность светильника пропорциональна его стоимости, а потому есть риск существенно «вылезти» за рамки бюджета.

Идеально подобранным считается тот светильник, который выполняет свою функцию при наименьшем показателе Ватт.

Как подсчитать сколько нужно светильников
и правильно выбрать свет?


3. Ватты

Ватты (Вт, W) — единица потребления электроэнергии и отвечает на два вопроса. Первый «сколько я буду платить за свет в конце каждого месяца?». Второй: «почему выбило пробки?».

Ватты показывают сколько кругов на счетчик за один час намотает светильник, пока будет добросовестно светить и радовать глаз. Не путать с вольтами.

Ватты нужны для расчета общей нагрузки на сеть и понимания затрат на коммуналку. Так если на весь цех приходится 20 кВт, а 19 из них уже «заняли» станки и оборудование, то на все светильники у вас есть всего 1 киловатт — это 10 «хороших» лампочек Ильича или примерно 20 светодиодных светильников, каждый из которых светит, как эти десять лампочек.

Ватты нужны для обоснования выбора светодиодных светильников против люминесцентных или газоразрядных. Зная совокупные ватты светильников, их примерное время работы в месяц и текущий тариф за электроэнергию в вашем регионе, можно легко посчитать во сколько денег ежемесячно вам будет обходится освещение и сколько можно сэкономить, вложившись в LED освещение.

4. Кривая силы света

Кривая силы света или КСС — отвечает за то, куда будет светить ваш светильник: узким лучом, влево-вправо, вширь и т. д.. Отличаются они углом направления света: 15°-50°, обозначается «К» или «F», 60°-80° («Г» и иногда «Д»), 90°, 110º и 120° обозначаются «Д» или латинской «C», 125°-160° «Ш» или «W» — рядом указаны их альтернативные буквенные названия, которые используются в ГОСТах, СНИПах и у нас на сайте.

Условно КСС с углом 15° — узкий концентрированный свет для точной, локальной подсветки как фонариком, или для освещения объекта с большого расстояния. КСС 60° и 120° принято считать универсальными для освещения внутренних помещений, типа офисов, магазинов, цехов. КСС 125°-150º для уличного освещения.

Знать КСС всех светодиодных светильников простому человеку – невозможно. Просто опишите нам ваши цели и задачи — мы все посчитаем и подберем правильную КСС.

Чтобы самостоятельно разобраться в КСС и наглядно увидеть куда будет направлен световой поток вашего светильника, используйте ies-файлы.

5. Кельвины

Кельвины (K) — цветовая температура света — отвечают за то, каким цветом будет светить ваш светильник: тёплым, белым или «синим».

Желтый или теплый
Значения ниже 4000К — желто-оранжевый оттенок. Чем меньше значение К, тем сильнее свет от светодиодного светильника будет напоминать свет от лампы накаливания. Используют для создания расслабляющей обстановки.

Белый или нейтральный
Значения в диапазоне от 4000К до 5700К. Наиболее распространенная и универсальная цветовая температура. Такой свет максимально приближен к обычному дневному свету. Самый популярный вариант цветовой температуры.

Холодный или синий
Значения от 6000К и выше. Встречаются редко и используются для освещения витрин с заморозкой в супермаркетах. Часто при заказе светильников на Кельвины вообще не обращают внимания и цветовую температуру 6500К можно встретить, например, в офисе или на улице.

6. CRI

CRI (Ra) — это индекс цветопередачи, говорит о том, насколько цвет объекта, освещенного светильником, соответствует цвету при естественном солнечном освещении.

При прочих равных условиях индекс цветопередачи обратно пропорционален светоотдаче светильника: чем выше показатель CRI, тем меньше показатель Лми наоборот. Короче, чем «правдивей» цвета, тем слабей светильник и ниже Лм/Вт.

  • CRI более 90 самый крутой
  • CRI более 80 самый распространенный и рекомендованный в ГОСТах и СНИПах для освещения внутренних помещений
  • CRI менее 80 применяется для уличного освещения, где мощность и экономия важнее цветопередачи


Всё ещё остались вопросы? Да ладно! Хорошо, просто позвоните нам по тел. 8 930 434 09 99 или напишите на почту mail@promlamp.ru.